Техгранно-выемочная резьба
Опытным резчикам по дереву, несомненно, известно много видов резьб и рельефов, но сегодня я хочу остановиться на техгранно-выемочной резьбе. Думаю, что такая резьба больше всего подходит для тех, кто только начинает попробовать свои силы на этом поприще.
Причем только на первый взгляд подобная резьба кажется незатейливой штукой. Ведь этой резьбой можно украсить любое изделие, начиная от маленькой коробушки и кончая крупной работой. Для работы не нужно много инструмента, всего несколько ножей, так называемых косяков.
Вот так выглядит нож (рис. 1) для резьбы, о которой я пишу. Таких ножей нужно иметь несколько штук с разным углом скоса лезвия. Делаю я эти ножи из широких ножовочных полотен по металлу. На таких полотнах стоит марка стали R-18 или R-9.
Сталь твердая, нужно немало времени, чтобы научиться затачивать такой инструмент. Но зато работа таким ножом — одно удовольствие. Делаю ножи так. Разрезаю на тонком наждаке полотно вдоль, затем режу по длине, так что из одного полотна получаю 6 заготовок для ножей, затем формирую на наждаке у каждой заготовки один конец под рукоятку, другой — под лезвие.
Рукоятку делаю из твердой древесины. Беру две дощечки толщиной 8...10 мм, шириной 25 мм и длиной 100...110 мм. Выбираю в обеих дощечках выемки под рукоятку ножа так, чтобы основание ножа плотно легло в эти выемки. Смазываю основание ножа клеем (ПВА, эпоксидкой и т. д.), между дощечками вкладываю основание ножа, в тисках сжимаю дощечки и держу так до полного высыхания клея.
Затем обрабатываю ручку, которая не должна быть круглой. Вообще, ручки (рукоятки) резчицких инструментов не должны быть круглыми. Дело в том, что плоская рукоятка дает возможность руке привыкнуть к определенному положению инструмента в руке, поэтому со временем рука автоматически начинает чувствовать, как лежит в руке инструмент.
Не советую начинающим резчикам делать инструмент кое-как, дескать, обмотаю изолентой и так пойдет. Инструмент должен быть красивым и удобным, тогда руки сами тянутся к нему, да и самому приятно.
Инструмент готов. Теперь немного о древесине. Учиться резьбе надо на мягких породах дерева (липа, ольха, верба). Не советую брать осину, тополь, потому что, несмотря на небольшую плотность, это очень вязкие породы. Они трудно «отдают» нож, инструмент в них вязнет. Не надо начинать и с твердых пород — еще успеется.
Начинать учиться, набирать опыт надо следующим образом. Возьмите обрезок доски длиной 35...40 см или гладко выстроганную дощечку любой толщины. Ну, какая есть. Начинать учебу надо с проведения прямых линий (долевых и поперечных).
Разметив линии на доске, берут резак в правую руку (лезвием к себе) и, не торопясь, с плавным нажимом, наклонив резак в правую сторону, ведут его строго по линии, затем, повернув заготовку, проводят рядом другую резку, в результате из-под ножа должна выйти ровная 3-гранная стружка.
Нужна подобная тренировка для того, чтобы приучить руку резать, глаз — видеть прямую линию, словом, почувствовать, как работает резец, как он наклонен, как режется дерево. Освоив резьбу канавок, можно приступить к резке треугольников, из которых и состоит весь рисунок. На рис. 2 я показал направление движения резца. Начинать надо с простого узора (рис. 3)
Совсем забыл о разметке, для которой понадобятся линейка с делениями и циркуль (неплохо, конечно, иметь циркуль-делитель), угольник, малка (желательно американка), ну, и естественно, карандаш,
который должен быть остро заточен.
Как я уже писал, надо начинать с самого простого, не следует браться за сложный или мелкий рисунок. Необходимо с первых дней стараться, чтобы выполненная работа получалась четкой, грани прямыми, углы острыми, срез блестящий, все линии ровными. Сначала будут неполадки, сколы, кривые линии и другие недостатки. Эта работа требует терпения, настойчивости. Но при некотором навыке работы с деревом уже через неделю будет виден результат.
В мое время достать литературу по художественной обработке древесины было очень трудно, сейчас же в каждом книжном магазине можно найти или заказать любую литературу, причем авторы этих книг — мастера своего дела. Это — Ильяев, Афанасьев, Буринов, Рыженко и многие другие.
В этих книгах есть все, включая материаловедение, технологию резания, инструмент, организацию рабочего места. Так что мне нет смысла описывать все это, за меня сделали другие, причем лучше, чем я. Тому, кто любит заниматься резьбой по дереву, не советую экономить на подобной литературе.
Моя задача была дать направление, показать рисунки. На рисунках приведены образцы применяемых мною узоров. В следующей статье мы обсудим, где купить www.24siding.ru по низкой цене.
В. Вихирев
По материалам журнала "Сделай сам"
Дата размещения: 23-09-2012, 13:27
- Раздел: Своими руками