Казачье седло – конструктивные особенности и стиль езды
Среди всех типов седел казачье обладает своей уникальностью, сформировавшей особый стиль езды, столь характерный для отечественной иррегулярной кавалерии. Схожими чертами с этим способом посадки в седле и управления лошадью обладают только берберские наездники, а также ковбои, использующие седло "вестерн". В чем же заключаются основные особенности строения казачьего седла для лошади, которые и определили узнаваемую форму конного передвижения?
Казачье седло: 1 — передняя лука; 2 — подушка; 3 — кобур; 4 — седельный трок; 5 — приструга; 6 — задняя лука; 7 — подкладка под полку; 8 — пахна; 9 — переметные сумы; 10 — подпруга; 11 —тебенек; 12 — соединительный ремень: 13 — стремена; 14 — путлище; 15 — потниковая крыша; 16 — подперсье; 17—вьючные ремни.
Конструкция казачьего седла для лошади
Главными составными частями казачьего седла являются деревянный арчак либо ленчик с основой из деревянных полок; специальная подушка, начиненная мягкой набивкой и выполняющая роль сидения; тебеньки – кожаные крылья, предохраняющие бока лошади от натирания; дополнительный подхвостный ремень пахва, который одним концом (одинарным, либо раздваивающимся) крепится к задней луке, а другим – к репице хвоста, и предохраняет седло от сползания на шею лошади при крутых спусках; седельный трок – ремень, пристегивающий сиденье к ленчику седла.
Задняя и передняя луки седла снабжаются дополнительными рукоятями, которые традиционно используются для подвешивания оружия, либо иного снаряжения. Другое их назначение – точка опоры и хвата при выполнении упражнений джигитовки. При выполнении джигитовки стремена казачьего седла скреплялись под брюхом лошади дополнительным ремнем – скашовкой. Среди других элементов, типичных для седел любого типа, следует упомянуть подпруги, путлища и стремена, подперсье. Вместо попоны традиционно использовался потник.
Особенности посадки и езды в казачьем седле
Посадка в казачьем седле, а также стиль езды определяются тремя ключевыми особенностями, отличающими седло данного типа от классического спортивного, офицерского или строевого. Во-первых, расстояние между задней и передней луками отличается в меньшую сторону. Во-вторых, аналогично меньше и расстояние от середины ленчика до прорези для путлищ в полках ленчиках. И наконец, вследствие конструктивных особенностей казачьего седла его наиболее низкая часть располагается посередине, в то время как у офицерского, либо строевого – она смещена к задней луке. Все это и определяет специфику посадки вместе со стилем управления и езды на лошади, экипированной казачьим седлом.
Посадка в седле классического типа напоминает внешне посадку на стуле – колени вынесены немного вперед. Казачье же седло заставляет всадника вытягивать ноги строго прямо вниз. При этом в стоячем положении, либо при передвижении шагом вес всадника приходится на ягодицы. В случае движения на рысях, либо галопом всадник передвигается, стоя в низко опущенных стременах. Мягкая подушка при этом выполняет роль амортизатора, смягчая удары вертикальных колебаний.
По этой же причине казаки совершенно не применяли шпоры при управлении лошадью, так как при таком стиле посадки в седле они были бы совершенно бесполезны. Единственное исключение в истории казачьих войск составляли гвардейские лейб-гвардии Атаманский и Сводный полки, но и там шпоры имели декоративное парадное назначение. Вместо них традиционно использовались шенкеля, либо нагайка. Кроме того, основная часть управления лошадью при казачьем стиле езды ложилась на удила.
Дата размещения: 8-12-2019, 10:39
- Раздел: Советы на все случаи жизни