Образы кинокадров
Подобно живописи и скульптуре, кино использует контур, фактуру, цвет, форму, объем и массу, а также светотень. Кино — Это очень трудоемкий, а в последнее время — и очень дорогой вид искусства. С развитием компьютерной анимации теперь в кинофильме можно использовать практически любые спецэффекты, однако в конечном счете фильм — это история, и если эта история и ее персонажи не интересны зрителю, то никакие спецэффекты не заставят его смотреть такой фильм. Первоначально фильмы были черно-белыми.
Когда в фильме появился цвет, это считалось необычным, а увидеть такой фильм было особенным событием. Фильмы, например, рекламировали себя как сделанные в цвете, поскольку цветные киноленты вследствие своей новизны обладали особой притягательностью и априори считались качественными. В настоящее время, за редким исключением, все фильмы цветные — черно-белое кино непривычно Зрителю, Если в фильме отсутствует цвет, то это указывает либо на его документальность, либо на то, что он относится к высокому киноискусству, либо на то, что он был создан много лет назад. Из обсуждения в главе 3 понятно, что цвет в фильме может вызывать яркие эмоции, особенно когда он дополняется другими элементами фильма.
Цвет (или в некоторых случаях его отсутствие) служит одним из средств усиления Эмоционального ответа зрителя к показываемым сценам. Из-за произвольности связей, существующих между обозначающим (в данном случае цветовые решения) и обозначаемым (например! состоянием безумия), не следует автоматически предполагать, что применение черного с белым предпочтительно для изображения "темных" Сторон психики. Например, избыток цвета в фильме Blue Velvet ("Голубой бархат") передает эмоциональную дезориентации) и психопатологию настолько же удачно, как и традиционное использование теней и искаженных образов в старых черно-белых фильмах.
Существует определенные закономерности, или правила, монтажа, которые усваиваются опытным путем после просмотра большого количества кинокартин.
- Вытеснение. Новое изображение сменяет предыдущее но определенной горизонтальной, вертикальной пли диагональной линии, которая "вытесняет" старое изображение с экрана. Это создает резкий разрыв между предыдущим и новым действием.
- Наплыв. Предыдущее изображение постепенно уходит пли растворяется в наплывающем на зрителя новом изображении. В этом приеме наблюдается менее резкий разрыв с прошлым действием; это часто используется для показа длительности момента времени.
- Съемка "или затемнения” и "в затемнение". Изображение постепенно темнеет, уходя в темноту (пустой экран), или постепенно появляется из нее. Часто (но не всегда) такие "уходы" и "приходы" комбинируются.
- Транспонирование. Кадр как бы "перебрасывает" зрителя на новое место действия.
- Быстрый переход. В последовательности кадров вдруг появляется новое изображение. Когда используется целый ряд быстрых переходов, возникают эмоции и ощущения одновременности ряда происходящих событий. Это называется быстрый монтаж.
- Расфокусировка. Сцена завершается тем, что уходит из ноля зрения, а вместо нее в фокусе постепенно появляется новая. Таким образом, в сознании зрителя объединяются две сцены.
Все эти приемы аналогичны пунктуации в письме; для режиссера они выступают способом указать зрителю (хоть и не прямо), как следует соотносить между собой сцены фильма. Тот, кто не знаком с этими режиссерскими приемами, вероятно, не сможет правильно интерпретировать фильм. По мере взросления, пересматривая все новые и новые фильмы, мы методом проб и ошибок усваиваем такие правила и учимся тому, как следует адекватно на них реагировать.
Кино — это очень сильное и вместе с тем сложное для понимания средство воздействия. В последнее время, с развитием семиотики возник интерес к тому, каким образом кинофильмы влияют на людей. Оказалось, что это очень сложный процесс. Когда-то считали, что определенный фильм обладает присущим ему смыслом и задачей кинокритиков было найти его. Теперь же известно, что каждый человек по-своему истолковывает увиденное. То, что демонстрируется и какие выводы делаются из фильма, зависит от знаний и жизненного опыта.
Поэтому, если в фильме содержатся пародии на работы других режиссеров и исторические аллюзии, зритель, который их не замечает, не вынесет из фильма того, что получит тот, кто такими знаниями обладает. Вот почему сейчас принято говорить о зрителях, "понимающих" фильмы, и учитывать значимость именно их мнения в опенке фильма. Дело не в фильме с его смыслом, а в том, что понимают зрители, так сказать, "в сотрудничестве" фильма со зрителем. Из этого ясно, почему столь важно понимание принципов визуальной коммуникации. Когда мы исследуем фильм (или такой важный жанр кино или телевидения, как коммерческий), чем больше мы знаем об освещении, углах съемки, видах эпизодов-, цвете и символике, тем полнее наше знание о том. каково действие и конечный результат всего этого.
Конечно же часто в кино идут просто ради приятного времяпрепровождения, надеясь получить удовольствие от просмотра. Но даже в таком случае можно воспользоваться перечнем рассмотренных выше приемов визуальной коммуникации, чтобы понять значение фильма и собственное отношение к нему. Верно то, что, чем больше известно о том, как (или с помощью чего) влияет фильм пли любой другой вид визуальной коммуникации на свою аудиторию, тем лучше мы его понимаем. А чем больше знаний о приемах воздействия, тем выше оценка тон пли иной формы визуальной коммуникации, будь то кино, литература, музыка или другие виды искусства.
Дата размещения: 14-11-2019, 12:56
- Раздел: Советы на все случаи жизни