Кровать-ладья
Если вам необходима качественная наркологическая помощь на дому вы можете заказать такую услугу в компании «Доктор Инкогнито», а цены узнать у них на сайте docincognito.ru
Эта кровать в виде ладьи (в античном стиле) сделана по образцам, изготовленным в стиле «ампир» французским краснодеревщиком XIX века Чарльзом-Оноре Ланниером. Сочетание величественных кривых линий и изящная отделка создают поразительное впечатление динамичности и надежности. Кровать с коробкой основания и пружинным матрасом весит более 225 кг.
О работе с дорогим розовым деревом и интересных решениях, примененных в этой разработке, рассказывает автор — столяр-краснодеревщик Вильям Тенер.
Кровать, показанная на фото, — одно из наиболее интересных изделий за мой пятнадцатилетний опыт работы на заказ. У меня ушло около 1200 часов на ее проектирование и изготовление, а на материалы и специальные инструменты я затратил более 3000 долларов.
Удовольствие от работы усиливалось наличием у заказчика штабеля обработанных досок розового дерева шириной 200-250 мм и длиной около 2,4 м. Я оказался в положении человека, которому предложили выкопать клад. Поэтому работа закипела, и я быстро оценил, в какой привлекательный проект был вовлечен.
Получив одобрение предварительного варианта, разработанного в чертежах в масштабе 1:4, я сделал чертеж в масштабе М1:1 с деталировкой конструкции, столярных соединений, резьбы, отделки ребер и указаниями по обработке поверхностей. Хотя на этом этапе и было принято большинство конкретных решений, я постарался сделать так, чтобы по ходу дела можно было вносить некоторые коррективы. Я полагаю, что нельзя ограничиваться сырыми, хотя и оригинальными идеями и в проект нужно вносить изменения, позволяющие ему развиваться, как деревьям, из древесины которых будет сделана кровать.
ФАНЕРОВКА И КРЕПЛЕНИЕ ПЕРЕМЫЧЕК БОЛТАМИ
У кровати-ладьи много деталей, на которых можно проверить мастерство столяра. Самодельный крепеж, обеспечивающий жесткость конструкции, позволяет кровать легко разобрать и использовать основание для более простого изделия.
Подсборка коробки кровати, к которой все другие элементы я крепил болтами, состоит из брусков-поперечин изголовья и задней спинки, двух боковин, а также трех перекладин из стального уголка. Бруски из массива красного дерева с внешней стороны я облицевал шпоном с волнистой структурой.
Получилось, что изголовье и задняя спинка как бы соединены сверху фигурным молдингом и сплошной полосой из розового дерева вдоль нижнего ребра. К внутренним брускам коробки, на которые опираются три планки из стального уголка, я шурупами прикрепил и блоки-прокладки из дуба. На бруски коробки и блоки-прокладки опирается коробка пружинного матраса и еще к брускам болтами крепятся ножки. Коробку кровати я соединил «на ус» с подрубкой и резьбовыми шпильками.
Кровать-ладья спроектирована для пружинного матраса с коробкой размерами 1500x2000 мм. Для начала я отпилил из массива красного дерева заготовки для боковин и поперечин. Затем их внешние поверхности облицевал шпоном с волнистой структурой, а внутренние поверхности для упрочнения конструкции, — строганым красным деревом.
Запиленный «на ус» с подрубкой и приклеенный в верхней части фигурный молдинг для боковин отфрезерован из заготовок 50x50 мм и 50x63 мм — для поперечин (рис. 2). До выпиливания этого соединения, обеспечивающего намного большую прочность, чем стандартное соединение «в ус», я приклеил и прикрепил шурупами к заготовкам бруски из дуба 50x50 мм, а затем соединил детали (см. рис. 2) самодельным крепежом (латунные резьбовые шпильки М8х75 мм с глухими гайками и шайбами). Шурупы спрятаны за планкой из розового дерева шириной 32 мм, вклеенной в паз глубиной 1,5 мм, который выбран на внешнем нижнем ребре боковин и поперечин. Древесину я сначала тщательно обезжирил ацетоном, а потом планки приклеил эпоксидной смолой..
И30ГНУТЫЕ НОЖКИ
Ножки с вырезанными спиралями на внутренних и внешних их сторонах я прикрепил соединением «ласточкин хвост» к дубовым распоркам (см. рис. 2). В свою очередь эти подсборки через дубовые бруски коробки прикрепил болтами к нижней стороне поперечин в изголовье и в ногах. Чтобы получить дополнительную ширину в местах, где отверстия болтов для сборок ножек расположены близко к ребру брусков боковин, добавил блоки-прокладки из дуба.
Так как кровать — очень тяжелая, при разметке ножек для изогнутых секций я старался не попасть на короткие волокна. Кроме того, под нагрузкой изогнутый выступ-пятка на заднем ребре каждой ножки смещает точку контакта с полом. Из бруска 400x250 мм я выпилил 5 заготовок для ножек длиной 260 мм. (Пятая заготовка была нужна для отработки технологии резьбы.) Разметив J-образной контур ножки и спирали на обеих сторонах каждой заготовки, выпилил ножки на ленточной пиле. Боковая сторона, чтобы обеспечить рельефность концов спиралей, поднимающихся по мере приближения к центру, также опилена мной на ленточной пиле. Приклеив ножки к соединяющим их распоркам, я просверлил отверстия и установил анкерные болты (см. рис. 2).
ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ОТДЕЛКА СТОЕК ИЗГОЛОВЬЯ И ЗАДНЕЙ СПИНКИ
Я считаю, что вертикальные стойки, формирующие изголовье и заднюю спинку, — наиболее яркие и важные элементы кровати-ладьи. Их форма и угол определяют все детали. Если они будут иметь слишком большой наклон, то кровать будет походить на какого-то неуклюжего бронтозавра, если слишком маленький, то спальное пространство станет похожим на тюремную камеру. Поэтому форма и отделка стоек заняла большую часть времени, потраченного на весь проект. Так как вся разница между изголовьем и задней спинкой — в размерах и форме, я ограничусь рассмотрением конструкции изголовья.
Каркас изголовья состоит из двух вертикальных стоек, соединенных сверху прочной точеной перемычкой гребня. Крепление к стойкам я сделал на шипах и шурупах, которые спрятал за резными соцветиями «подсолнуха». Ламинированная панель на внешней стороне изголовья и «барабаны» из розового дерева на внутренней стороне я крепил к комплектам из пяти внутренних фанерных рамок — нервюр (точно также изготовляют крыло самолета). Изголовье и заднюю спинку прикрепил болтами к боковым перемычкам резьбовыми шпильками и глухими гайками. Правильное расположение подсборок на перемычках гарантируется соединениями паз-шип и установочными латунными штифтами и втулками.
По 3-мм фанерным шаблонам, сделанным по чертежам в масштабе 1:1, я разметил и выпилил из 20-мм мебельной фанеры сердцевины стоек. Сердце-вину толщиной 37 мм склеил эпоксидной смолой из двух заготовок и окантовал ребра полосой трехслойной фанеры 10x37 мм из красного дерева. Затем все видимые поверхности и ребра окантовал роскошной фанерой из древесины красного дерева Makore.
Несмотря на всю красоту этой фанеры стойкам кровати еще чего-то не хватало и я добавил похожую на гитару деталь из красного дерева, отслеживающую изогнутое ребро и завивающуюся на 360° вокруг вырезанного «подсолнуха». Эти детали толщиной 3 мм я вставил в ниши, а вдоль ребер стоек выбрал пазы и облицевал стойки шпоном.
Кроме того, окантовка обеспечила плавный переход к другим ключевым элементам изголовья — резным спиральным волютам у основания вертикальных стоек. Внешние поверхности этих 50-мм блоков из красного дерева я вырезал в виде двойной спирали, рельефно выступающей над плоской поверхностью стойки. Поле волют отфанеровал красным деревом. К стойке блоки волют приклеил клеем ПВА через планку из карельской березы толщиной 3 мм. К боковинам изголовье прикрепил самодельным крепежом. При этом шип снизу гарантировал их правильное расположение на перемычках.
ТОЧЕНАЯ ПЕРЕМЫЧКА ГРЕБНЯ И СБОРКА ВНУТРЕННЕЙ РАМЫ
Сделав и поставив на место вертикальные стойки, я выточил из массива красного дерева перемычку гребня Ø150 мм. (Диаметр перемычки гребня задней спинки — 100 мм). Для моего токарного станка (даже на малых оборотах) заготовка оказалась слишком большой, поэтому я ободрал ее на скорости 60 об/мин ручной дрелью с изменяющимся числом оборотов.
Затем сделал специальную поддержку и на станке обточил заготовку желобчатой фрезой Ø20 мм и до отрезания торцевых заготовок проточил основной профиль для резного «подсолнуха». На концах перемычки выточил шипы, которые подогнал к гнездам, просверленным с внутренних сторон вертикальных стоек, и прикрепил ее к ним четырьмя шурупами длиной 75 мм (на рис. 1 слева). (Клеевое соединение не желательно, так как иногда изголовье надо отделить от кровати.)
Для установки «барабанов» из розового дерева и обеспечения плавного перехода между поверхностями на перемычке я отфрезеровал плоскости, а в перемычке выбрал паз (рис. 1). Заодно отфрезеровал также щель для фанеровки внешней панели.
Видимые поверхности изголовья опираются на пять внутренних рамок, состоящих из ребер жесткости из 20-мм фанеры и опорных планок, склеенных из трех слоев фанеры толщиной 3 мм. Они стоят поперек изголовья и равномерно размещены между перемычкой гребня и верхним ребром поперечины. Хотя нижние концы рамок не присоединены, после крепления на место шурупами внешней лицевой панели и внутренних «барабанов» вся конст рукция стала очень жесткой.
БАРАБАНЫ ИЗ РОЗОВОГО ДЕРЕВА И КРИВОЛИНЕЙНЫЕ ЛАМИНИРОВАННЫЕ ПАНЕЛИ
Сделав каркас, я сформировал криволинейные фанерованные панели для внешней стороны изголовья, а с внутренней стороны установил «барабаны» из розового дерева. Вообще же изготовление криволинейных многослойных фанерованных панелей — работа сложная, так как чтобы придать им нужную кривизну, надо склеить три листа фанеры толщиной по 3 мм и зажать их между матрицей и пуансоном.
Чтобы уйти от этого и упростить конструкцию, я рекомендую простую технологию — крепить панели через выбранный на них шлиц, вворачивая шурупы в ребро жесткости внутренней рамки. Можно попробовать собрать «барабаны» на подложке из ткани и вставить их в пазы, выбранные в вертикальных стойках. Но при этом не удается также точно состыковать «барабаны» с разными радиусами, как при предлагаемом мной способе.
Чтобы получить нужный световой эффект с внутренними «барабанами» из розового дерева, для внешних поверхностей изголовья и задней спинки я выбрал гладкую фанерованную панель. Я отформовал их, зажав панели (три детали из 3-мм фанеры, склеенные бакелитовым клеем) в своеобразной цулаге — в форме из двух частей, поджатой надувным мешком через стойки, упирающиеся в потолок мастерской. Разместив в форме сердцевины панелей я включил компрессор и держал цулагу под давлением около 9 часов.
Когда клей высох, извлек панель из пресса и рашпилем обработал изогнутые поверхности. Хотя панели немного распрямились, это оказалось не страшно. Затем я повторил весь процесс, приклеив к сердцевине красное дерево с волнистой структурой. Потом сначала подогнал панель между стойками, а затем ее верхнее ребро — к пазу в перемычке гребня, а нижнее — заподлицо с передней перемычкой.
«Барабаны» набраны из планок розового дерева сечением 16x32 мм, каждая из которых немного скруглена и зачищена микронной шкуркой. Чтобы обеспечить точную подгонку и сэкономить дорогое розовое дерево, на ребрах планок вместо стандартного соединения паз/шип я сделал шлицы. Сначала для каждой планки «барабана» я приблизительно определил необходимый угол ребра, а затем точно подогнал его рубанком.
После подгонки каждой планки «барабана» в их ребрахл выбрал паз Для установки «барабанов» я на козлах собрал и отгоризонтировал детали коробки кровати, а затем прикрепил блоки изголовья и задней спинки. В ребре планки «барабана», подходящего к пазу поперечины, выбрал паз, на эпоксидной смоле вклеил в него шпонку (получился шип), а затем засверлил планку «барабана» и прикрепил ее шурупами с «отделочными» квадратными головками к внутренним рамкам.
У остальных планок «барабанов» пазы я выбрал на обоих ребрах. Паз на верхнем ребре насаживал на шип предыдущей планки и, следуя сверху вниз, каждую вставленную планку «барабана» я крепил к внутренним рамкам через шип, сформированный шпонкой на эпоксидном клее в нижнем пазе. Получилось, что «барабаны» уходят под матрас и заканчиваются над боковиной коробки кровати.
РЕЗКА «ПОДСОЛНУХОВ» И ПОДГОТОВКА ПОД ОТДЕЛКУ
Последней операцией стала работа по резьбе «подсолнухов», которые я вставил в ниши в верхней части вертикальных стоек. Сначала в торцевых заготовках, отпиленных от концов гребневых перемычек из красного дерева, я вырезал «лепестки». Затем резные детали закрепил в нишах шурупами, а шурупы спрятал за сердцевиной с «семечками», вырезанными из розового дерева и подогнанными в углубления посередине «подсолнухов».
Чтобы вырезать «семечки», я сделал копии шаблона и приклеил их к заранее проточенным и подогнанным заготовкам. Вырезав «семечки» с немного скошенными боками, я посадил их на капельке клея в ниши в центре «подсолнухов». Благодаря этому при необходимости я смог бы снять «семечки» для доступа к шурупам при разборке или ремонте изголовья.
Для подготовки разных материалов кровати под отделку я использовал разные приемы. До зашкуривания фанерованные поверхности загрунтовал шеллаком и окончательно зачистил микронной шкуркой. Розовое дерево зачищал микронной шкуркой и, чтобы удалить природные масла и придать блеск, заполировал мягкой кистью. Все остальные поверхности зачищал влажной микронной шкуркой.
Кровать покрыл восемью слоями отделочного масла на цитрусовой основе. Каждый слой наносил мягкой тряпкой, потом дал двухчасовую выдержку, а затем протирал слой насухо. Каждый слой слегка шлифовал мелкой стальной путанкой.
По материалам журнала "Делаем сами"
Дата размещения: 13-07-2020, 21:13
- Раздел: Мебель своими руками