О спицах, втулках и ободах, или как собрать колесо
Колесо — это именно та часть велосипеда, которая находится в непосредственном контакте с землей. А поскольку колесо также иногда встречается с бордюрами, камнями и прочими неровностями, то рано или поздно обод придется менять.
Надо идти в мастерскую и, заплатив некоторую сумму, получить качественно собранное и отбалансированное колесо. Между тем, можно собрать колесо самостоятельно, тем более, что вряд ли кто-то захочет платить за сборку колеса «Камы» или «Салюта» треть цены велосипеда.
Итак, чтобы собрать колесо, нам потребуются: спицы с ниппелями, обод, втулка и спицевой ключ. Также желательно иметь отвертку, но можно обойтись и без нее.
В этой статье описана сборка колеса на три креста (каждая спица пересекается с тремя другими)— наиболее распространенным способом. Хотя можно собрать и на два креста и вообще без «крестов» («солнышком»). Чем больше «крестов» в колесе, тем оно жестче на кручение и тяжелее. Колесо «солнышком» легче и жестче при ударах, но собирать так заднее колесо или использовать дисковый тормоз в этом случая нельзя — резко возрастет нагрузка на обод и фланец втулки.
Для начала нужно подобрать обод, втулку и спицы (фото 1). Понятно, что количество отверстий для спиц в ободе, втулке и количество спиц должны совпадать. Для вашего первого колеса лучше использовать новую втулку, спицы и обод, так как в этом случае гарантирована чистота резьбы на спицах, то есть отсутствие проблем с завинчиванием ниппелей, а также и с балансировкой колеса.
Однако в настоящее время необходимо выбрать не только длину спиц, но и их марку, и модель. Если для катания вокруг дома можно ставить недорогие спицы малоизвестных производителей, то для экстремального катания хорошие спицы даже важнее хороших ободов и втулок, хотя на них тоже лучше не экономить. Наиболее качественные спицы производят фирмы «DT Swiss» и «Ritchey». Красиво смотрятся черные спицы, но спицы фирмы «DT champion black» стоят 75 центов за одну против 25 центов за серебристую «DT champion». Платить ли в три раза больше за красоту— дело ваше. А вот тянутые спицы и спицы с переменной толщиной и вправду лучше других. Первые — жестче обычных, вторые — легче, причем не в ущерб прочности.
Теперь немного о том, как собрать прочное и красивое колесо и как соблюсти хороший тон (представьте себе, настоящие велосипедисты относятся к нему весьма щепетильно). Правильным с эстетической точки зрения является колесо, надписи на ободах которого читаются с правой стороны велосипеда, а на втулках — из седла. Также некоторые механики собирают колеса так, чтобы надписи на втулках читались через ниппельное отверстие.
Практического смысла во всем этом нет, но если хочется соблюсти все правила, то почему бы и нет. Напротив, правильное расположение «крестов» очень важно, особенно при использовании недорогих ободов. Дело в том, что у всех ободов есть слабое место — это стык (фото 11). С наружной стороны обода он часто незаметен, но с внутренней стороны его, как правило, легко найти. Стык должен находиться под двумя «крестами», которые будут скреплять его собой. В этой статье рассмотрен именно такой вариант сборки, при котором будет соблюдено последнее правило.
- Следует обратить внимание на чистоту отверстий для спиц во втулках и, в случае необходимости очищаем их, чтобы грязь не попала на резьбу спиц, и не возникло затруднений при завинчивании ниппелей.
- Смазываем резьбу спиц, чтобы облегчить процесс сборки.
- Вставляем одну спицу в отверстие в левом фланце втулки и в отверстие на ободе, расположенное слева от ниппельного обод расположен левой стороной к собирающему). Фиксируем спицу ниппелем (фото 2).
- Вставляем следующую спицу через одно отверстие во фланце и, отсчитав три отверстия в ободе, вставляем ее в четвертое (фото 3). Продолжаем процесс, пока не получится то, что изображено на фото 4.
- Разворачиваем колесо правой стороной к себе и вставляем спицу в отверстие в ободе, расположенное в данный момент справа от самой первой спицы (фото 5). Продолжаем «спицевать» правую сторону колеса так же, как левую. Само собой, отверстия, в которых находятся спицы левой стороны, следует считать как пустые. Результат проделанной работы — на фото 6.
- Поворачиваем втулку по часовой стрелке относительно обода и вставляем следующую спицу изнутри (фото 7), продеваем так, чтобы она проходила над двумя спицами и под третьей (те самые «три креста», фото 8, 9).
- Вставляя таким образом оставшиеся спицы, завершаем сборку. То, что должно получиться, можно увидеть на любом велосипеде или на фото 10.
После того, как все спицы встанут на свои места, можно приступать к балансировке. Балансировка осуществляется подтягиванием спиц специальным ключом (фото 12) или отверткой со стороны обода (фото 13).
Существуют три разновидности дефектов.
«ВОСЬМЕРКА» — колесо при вращении движется так, что обод не находится в одной и той же плоскости постоянно.
«ЯЙЦО» — биение колеса вверх-вниз при вращении.
«ЗОНТ» — постоянное смещение колеса вправо или влево относительно втулки.
Все вышеназванные дефекты исправляют ослаблением спиц со стороны изгиба и подтягиванием с противоположной. Важно помнить, что при изменении натяжения одной спицы меняется натяжение остальных, а в исправлении того или иного дефекта участвуют все спицы. Чтобы постепенно свести дефект «на нет», нужен станок для правки колес. Вместо станка можно использовать велосипед.
Если у вашего велосипеда есть крепления под ободные тормоза типа V-брейк, то нет ничего проще. Сняв тормоз (фото 14) , на один из штифтов надеваем бельевую прищепку (фото 15, 16) и, придвинув ее к краю обода, вращаем колесо. Найдя таким образом место дефекта и отрегулировав нужным образом натяжение спиц, повторяем операцию. Таким образом, можно выправить «восьмерку» или «яйцо». «Зонт» же можно легко выправить на глаз.
Итак, можно ставить колесо на велосипед и ехать. Только не забудьте после еще раз осмотреть колесо и выправить новые дефекты, если они появятся. А впредь будьте осторожнее и следите за давлением в камерах — лучше чуть-чуть перекачать, чем править колесо или собирать его заново.
По материалам журнала "Делаем сами"
Дата размещения: 25-12-2019, 21:48
- Раздел: Автомобилисту