Информационное табло
Владельцы современных зарубежных автомобилей во время езды получают исчерпывающую информацию о работе систем и механизмов своих железных «коней». Однако по дорогам ездит еще достаточно много неприхотливых «Москвичей», «Жигулей», «Волг», щитки которых не изобилуют приборами. Естественно, недостаток информации затрудняет диагностику текущего состояния некоторых систем автомобиля...
В моей «копейке» из приборов — только спидометр, указатели уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости да контрольные лампы. Причем выключение, к примеру, лампы заряда аккумуляторной батареи не дает однозначного ответа о характере неисправности. Лампа не горит и при 11 В, и при 15 В. Но в первом случае это свидетельствует о том, что АКБ не заряжена, а во втором говорит о повышенном напряжении в сети, что может привести к перегоранию ламп световой сигнализации. Поэтому желательно иметь прибор, который бы показывал напряжение в бортовой сети автомобиля. А для водителей, самостоятельно выполняющих регулировку карбюратора, нужна информация о частоте вращения коленчатого вала.
Между тем, можно самостоятельно дооборудовать автомобиль соответствующими приборами. Несколько лет назад я смастерил на своих «Жигулях» дополнительное информационное табло. В него вошли световой и звуковой индикаторы, вольтметр, электронный тахометр.
Дополнительный индикатор наружного освещения у меня состоит из светодиодов АП-307 (красного цвета) и дополнительного сопротивления. Один провод ведет к предохранителю (№№ 5-6), второй подключен к массе. Светодиоды расположены на левой стойке лобового стекла и на табло между приборами (рис. 1).
Звуковой индикатор дублирует контрольную лампу включения поворотов и стояночного (ручного) тормоза. Его схема собрана из простого мультивибратора на двух низкочастотных транзисторах и зуммера — телефона от наушников или ДЭМШ из шлема танкиста (рис.2). Светодиод, установленный между контрольной лампой и звуковым индикатором, сигнализирует о положении стояночного тормоза (на схеме не показан — прим. ред.). Путем подбора конденсаторов и сопротивлений можно получить тональность и громкость звука, приемлемые для конкретного водителя.
Вольтметр — магнитоэлектрический, с пределом измерения 15 В (рис. 1). При отсутствии подходящего прибора можно использовать миллиамперметр, установив дополнительное сопротивление. Но в этом случае при градуировке шкалы следует воспользоваться эталонным вольтметром.
Схему электронного тахометра я позаимствовал из книги В.М. Волкова «Советы автолюбителю», применив другие радиодетали (рис. 3). Настройку прибора следует выполнять после сборки схемы. При подключении к сети переменного тока на U=11-12 В отклонение стрелки прибора должно достигнуть деления 1500 об/мин, что составляет одну четвертую всей шкалы (последнее деление — 6000 об/мин). Этого можно добиться изменением параметров сопротивления R2 и конденсатора С2. Тахометр подключен к массе и катушке зажигания.
Для подсветки тахометра и вольтметра в приборы вмонтированы по две последовательно соединенные миниатюрные лампы накаливания Л Н-0.05-6В. Дополнительные приборы контролируют работу генератора, состояние АКБ и облегчают регулировку холостого хода.
Михаил Денисов
По материалам газеты "Толока. Делаем сами"
Дата размещения: 7-05-2019, 09:33
- Раздел: Автомобилисту