Взгляд на контакты «под углом»
Обычно при установке момента зажигания в автомобиле применяют плоский щуп, с помощью которого и устанавливают определенный зазор между контактами прерывателя. Этот зазор, как известно, обеспечивает заданное время их замкнутого состояния, которое необходимо для накопления максимального количества энергии в катушке зажигания. Но это приемлемо только для новых, не изношенных контактов. При длительной эксплуатации автомобиля происходит перенос металла с одного контакта на другой вследствие их искрения во время работы. В литературе рекомендуется слегка выравнивать образовавшиеся неровности плоским алмазным надфилем. Естественно, щуп не учитывает неравномерность износа поверхности контактов. Учитывая данное обстоятельство, я пришел к выводу, что можно применить принципиально иной способ регулировки зазора.
Для этого изготовил несложное приспособление, которое позволяет в домашних условиях без применения специальных приборов точно осуществить вышеуказанную операцию.
Взял старый бегунок своего автомобиля и аккуратно удалил его контактную пластину. По центру бегунка просверлил сквозное отверстие, в котором нарезал резьбу М5. Смазал ее эпоксидным клеем и завернул шпильку, изготовленную из болта с такой же резьбой (рис. 1).
Из стеклотекстолита (гетинакса, полистирола и т.п.) вырезал диск диаметром 70 мм С помощью школьного транспортира нанес шкалу с шагом 5 град, и отметил краской угол замкнутого состояния контактов своего автомобиля (рис. 2). Это необходимо сделать, чтобы в дальнейшем упростить отсчет этого параметра.
Затем в центре диска просверлил отверстие диаметром 5 мм и закрепил его на шпильке бегунка с помощью гайки-барашка (рис. 1).
Чтобы изготовить стрелку-указатель, к небольшому магниту приклеил тем же эпоксидным клеем кусок медной проволоки диаметром 1,5-2 мм, длиной 120-150 мм. Конец проволоки заострил (рис. 3).
Угол замкнутого состояния контактов определяю следующим образом. С распределителя зажигания снимаю штатный бегунок и на его место устанавливаю диск с разметкой. Параллельно контактам прерывателя подключаю контрольную лампочку. Магнит со стрелкой устанавливаю на крыло автомобиля, рядом с распределителем. Стрелку загибаю и устанавливаю острием у края размеченного диска. Включаю зажигание и пусковой рукояткой проворачиваю коленчатый вал двигателя. При этом контрольная лампочка будет периодически зажигаться и гаснуть. В тот момент, когда лампочка гаснет, совмещаю начало разметки на диске с острием стрелки и зажимаю диск барашкой. Медленно проворачиваю коленчатый вал двигателя и по разметке диска определяю угол, при котором лампочка по-прежнему находится в потухшем состоянии. Для «Москвича», к примеру, этот угол должен быть в пределах 50+-2 град. Если он оказывается меньше требуемого, то уменьшаю зазор между контактами, а если больше — зазор увеличиваю. При этом сумма углов замкнутого и разомкнутого состояния кон тактов должна составлять 90+-1 град.
Приспособление с указанными размерами изготовлено непосредственно для «Москвича». Для автомобилей других марок их, очевидно, придется изменить.
Евгений Винников
По материалам газеты "Толока. Делаем сами"
Дата размещения: 7-05-2019, 09:33
- Раздел: Автомобилисту