"Головной убор" для спицы
Мотопедистам не помешает иметь запасные спицы, особенно в дороге. Поделюсь опытом, как их можно сделать самостоятельно.
Важный нюанс: в качестве заготовок следует найти подходящие по толщине и резьбе спицы, но длиннее сломанных или нужных для колеса минимум на 10-15 мм.
Для начала измеряем:
-длину оригинала от начала резьбы до точки изгиба головки спицы (А);
-толщину стенки втулки, т.е. того места в колесе, где находится отверстие под спицу (В).
Общую требуемую длину определяем следующим образом.
Например, 150 мм (А) + 3 мм (В) + 4 мм (резьба) + 2 мм (на изгиб) = 159 мм.
Отрезаем остаток спицы с головкой: ребром треугольного напильника пропиливаем вдоль метки спицу по кругу, углубившись почти до середины, после чего аккуратно обламываем (рис. 1).
На конце, в зоне облома, делаем резьбу длиной 3- 4мм (рис. 2).
Делаем, слегка нацарапав на спице (ни в коем случае не запиливаем!), отметку точки изгиба. Это — длина нужной нам спицы без гнутой головки +1 мм. После чего в зоне отметки нагреваем спицу на огне до легкого покраснения (рис. 3). Взявшись плоскогубцами на расстоянии примерно 1мм от метки со стороны отреза, сгибаем спицу под углом 75-80 град. (рис. 4). Даем ей остыть.
Накручиваем гайку на короткую резьбу с расчетом, что кончик спицы будет выступать над гайкой на 1-2мм (рис. 5).
Важно! Гайка должна быть железной. Это следует проверять магнитом.
Используя сварочный аппарат, электродом 1,5-2 мм аккуратно свариваем между собой гайку и спицу со стороны ее выступающего кончика (рис. 6). Даем остыть. Обрабатываем напильником приваренную головку (рис. 7). Красим лаком или мовилем от коррозии. Всё!
Таким способом я изготавливал спицы не раз, и они исправно служат уже многие годы.
Вместо послесловия Поясню, почему делаю новые головки, хотя на первый взгляд проще обрезать конец у длинной спицы и сделать новую резьбу. — В отличие от спиц советских времен, на которых резьбу нарезали, на современных ее накатывают. При этом само тело спицы несколько тоньше зоны резьбы, и такого диаметра недостаточно для ее полноценной нарезки. Обычной же леркой вместо резьбы получаются царапины, которые не смогут выполнять свою функцию.
Видел, как, изогнув более длинную спицу, формируют головку путем расплющивания конца. Делать этого не рекомендую, потому что при клепке на холодную металл, скорее, разрушается, чем склепывается.
Кроме того, почти у всех спиц резьба не стандартная (2 или 3 мм), а с шагом в 1,9 мм, 2,8 мм и 2,9 мм. Мало у кого найдутся лерки такого размера. А если и будут, то хватит максимум на 10-15 спиц: закаленная сталь лерку просто «убъёт».
И когда я пишу о резьбе, которую делают на кончиках спиц, то подразумеваю именно царапины, которые просто помогают зафиксировать гайку на спице для удобства дальнейшей работы.
Александр Назарок
По материалам журнала "Делаем Сами"
Дата размещения: 8-02-2013, 22:23
- Раздел: Автомобилисту